11 января 2019 года в Министерстве финансов Республики Казахстан с участием представителей Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК, Департамента методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки МФ РК, Управления совершенствования государственной разрешительной системы и развития саморегулирования Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Департамента развития саморегулирования НПП РК «Атамекен», ПО «СРО «ЦООК «Bagalau Qazaqstan», ПО «Столичная палата профессиональных оценщиков», ПО «СРО Казахстанской ассоциации оценщиков», ПО «Палата профессиональных независимых оценщиков» прошел круглый стол по обсуждению вопросов реализации Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».

 

На заседании круглого стола обсуждались следующие вопросы:
- Проблемы реализации ЗОД и вытекающих НПА, пути их решения;
- Отчеты СРО;
- Вопросы взаимодействия уполномоченного органа и СРО.

 

От имени ПО «СРО «ЦООК «Bagalau Qazaqstan» выступили с докладом Есжанов Е.Б. – Председатель Правления и Аманбаев М.Т. – Исполнительный директор.

 

Есжанов Е.Б. осветил следующие вопросы:
1) О необходимости проведения повторного анализа регуляторного воздействия (АРВ):
Основание: Закон РК о Саморегулировании №184-VI от 05.10.2018. Статья 3, пп.4: Анализ Регуляторного Воздействия проводится до и после введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (в ЗОДе №133- VI от 10.01.2018 Глава 4, Статья 16 п.1 говорится об обязательном членстве в Палате Оценщиков). По результатам АРВ есть правовая возможность внести изменения в ЗОД.
2) О внесении изменений и дополнений в новый Закон РК «Об оценочной деятельности в РК» №133-VI от 10.01.2018г. по вопросам:
- об определении оценочной деятельности  – как профессионально-предпринимательской деятельности (соответственно изменения должны быть и в Законе о Саморегулировании в части определений и понятий);
Основание: Ухудшение рынка оценочных услуг за счёт снижения объёмов и качества работ, ухудшение конкурентной среды, ограничение инвестиций в экономику РК, снижение налоговых поступлений в бюджет, потеря накопленного опыта работы и репутаций Независимых Оценочных Компаний.
- о внесений изменений в понятийный аппарат законодательства об оценочной деятельности:
Основание: в связи с вышеуказанным изменением поменяется определение оценочной деятельности, уточнятся определения и функции оценщика, к примеру, предлагается дать следующее определение: отчет об оценке – письменный документ, составленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности по результатам проведенной оценки, основанный на профессиональном мнении оценщика.

- о введении института помощника оценщика:
Основание: профессиональная практическая подготовка кадров. Наблюдается «старение» профессии оценщика в РК. Bagalau Qazaqstan провел аналитику по возрастному критерию оценщика РК.
К примеру, средний возраст оценщика в Казахстане 42,3 года, 60% мужчин. Самому молодому 23 года и самому взрослому 87 лет. В Столичной Палате – самая большая доля людей среднего возраста (30 – 50 лет), в КАО – больше всего людей старше 50 лет. В BQ в процентном отношении больше всего молодёжи (до 30 лет) и самая высокая доля женщин.
- о проведении осмотра объекта оценки не только оценщиками, но и помощниками оценщика:
Основание: при оценке крупных проектов, имущественных комплексов в разных локацих нецелесообразно профессиональному оценщику находиться в разъездах, что снижает время для более тщательного проведени оценки. Идентифицировать объект оценки может и менее квалифицированный помощник при непосредственном руководстве самого оценщика.
- о снижении порогового уровня количества членов СРО:
Основание: при 300 членах идёт борьба за членов СРО между общественными организациями. Потенциальный член СРО на этом спекулирует. Страдает качество работы СРО.
- об упрощении процедуры согласования документов СРО:
Основание: нарушается принцип СРО.
- об исключении нормы из Уголовного кодекса РК по вопросу привлечения к уголовной ответственности оценщика (так как за профессиональное мнение (суждение) не судят – это противоречит основным положениям Конституции РК, где сказано, что каждый имеет право на собственное мнение, на свободу слова и т.д.)
Основание: Оценка – не точная наука. Результат оценки зависит от допущений и ограничений, принятых во время оценки.
- об имущественной ответственности СРО:
Основание: СРО – общественная организация и не занимается предпринимательской деятельностью.
- по вопросам привлечения СРО к ответственности (административной), а также по вопросам его ликвидации;
Основание: Чрезмерные требования со стороны Регулятора. Нарушается сама идея СРО.
- о введении института досудебного порядка урегулирования споров между заказчиком и оценщиком, путем исключения обязательного института экспертизы:
Основание: все текущие споры несут производственный характер, который можно урегулировать между заказчиком и оценщиком без проведения экспертизы. Это уменьшит финансовые затраты, временные затраты Палаты, судей, адвокатов и т.п.

3) об установлении законодательной нормы в соответствующих актах о недопустимости установления ограничений для оценщиков финансовыми институтами и организаторами государственных закупок:
Основание: недобросовестная конкуренция, лоббирование интересов, демпинг, потеря рынка оценочных услуг. К примеру, оценка ущерба при ДТП, аккредитация оценщиков в Жилстройсбербанке и т.д.
4) о порядке применения международных стандартов оценки (МСО):
Основание: применять текущие версии МСО, в связи с приведением в соответствие национальное законодательство к международному, и усовершенствованием правоприменительной практики.
5) о введении института системы контроля качества в сфере оценочной деятельности непосредственно в оценочных компаниях:
Основание: общественная организация в виде Палаты Оценщиков не вправе вмешиваться во внутренние процедуры компании и не в состоянии, в текущей ситуации, обеспечить качество выпускаемых отчётов оценщиками - физическими лицами.
6) о введении механизмов защиты внутреннего рынка в процессе унификации законодательств стран ЕАЭС по оценочной деятельности;
Основание: при наличии 4 СРО нет единого представительства в структурах ЕАЭС по оценочной деятельности. Налицо принципа: «разделяй и властвуй!».

 

По завершении круглого стола было принято решение:
1. Принять к сведению информации докладчиков.
2. Направить предложения по проекту форму отчетности для ее совершенствования.
3. О предоставлении предложений о целесообразности проведения АРВ в области оценочной деятельности.
4. СРО взять на контроль вопросы нарушения оценщиками стандартов оценки и проводить превентивные мероприятия по сокращению жалоб на действия оценщиков.
5. СРО провести анализа характера нарушений, по итогам провести семинар по повышению квалификации оценщиков, в том числе по изучению стандартов оценки.
6. СРО создать на официальном сайте Блог Председателя и обеспечить функционирование «Телефона доверия для потребителей услуг по вопросам качества оценки».

 

Палата надеется, что освещенные вопросы и проблемы найдут отражение в соответствующих мероприятиях по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности.